Вторжение внешних стихий во внутренний «укром» интерьера

П. В. Кузнецов Пагода. 1913 Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени A. H. Радищева

П. В. Кузнецов в своих интерьерных образах интуитивно соприкасается с космологичностью восточного зодчества: словно нерукотворным шатром охватывается здесь внутреннее , явленное в переливах плотных, «ковровых» или более легких, радужных, открытых, но всегда тонко сгармонизированных цветовых тонов. Несмотря на свою композиционную скругленность, эти открыты природным стихиям, сквозь их стены как бы просвечивают четыре стороны мироздания.



П. В. Кузнецов Пагода. 1913 Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени A. H. Радищева

Вторжение внешних стихий во внутренний «укром» интерьера осуществляется у других современников Кузнецова гораздо более бурно, даже катастрофично. Как будто под воздействием подземных толчков заваливаются перспективы комнат, обретает невиданную до сих пор самостоятельную вещность, буквально «пожирая» предметы: вангоговские стулья, при всей их красочной интенсивности, это все еще иносказательные портреты людей, стулья и стол в «Комнате в Испании» П. П. Кончаловского (1910)- это лишь оболочки цветовой массы.
Восторжествовавшая, по выражению А. А. Федорова-Давыдова, в эти годы «натюрмортность» художественного видения приводит к тому, что всякое ощущение «интерьерности», архитектурного внутреннего пространства – как, например, в «натюрморте-интерьере» Д. П. Штеренберга (« с печкой», около 1907 – 1910) – исчезает, подавленное «мертвой натурой», напряженно теснящейся в картинном мирке. «Натюрмортно» обезличиваются, тонут в метаморфозах пространства и фактур и сами персонажи, уподобляясь ритмическим цветовым пятнам-в эскизе панно для кафе «Питтореск» Г. Б. Якулова (1917) или деталям обстановки – в «Кафе» Н. П. Ульянова (1917), где центральная фигура каменеет, уподобляясь древнему языческому идолу.

Г. Б. Якулов Эскиз панно для кафе «Питтореск». 1917 Батистовая калька, акварель, гуашь Частное собрание

Г. Б. Якулов Эскиз панно для кафе «Питтореск». 1917 Батистовая калька, акварель, гуашь Частное собрание

Д. П. Штеренберг Интерьер с печкой. Около 1907-1910 Холст, масло Собственность семьи художника Москва Н. П. Ульянов Кафе. 1917 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий