Особняк А. А. Бахрушина – парадная столовая

Особняк А. А. Бахрушина - парадная столовая

Начатую в вестибюле тему «готического средневековья» архитектор продолжает и в парадной столовой, расположенной с ним на одной оси и имеющей в плане очертание вытянутого восьмигранника. К сожалению, убранство столовой не сохранилось до наших дней, однако мы можем судить о нем по великолепным фотографиям начала XX века, дающих нам представление о вкусах хозяина и его быте.
Многие найденные в вестибюле приемы организации пространства Гиппиус использует и в этом интерьере. Стены столовой имеют трехчастную структуру. Нижняя часть опоясана деревянными панелями с прямоугольными филенками и вставками растительного орнамента, написанного на холсте. Основное поле стен покрыто росписью раппорта медальонов в виде стилизованной «королевской лилии», в центр которой вставлен цветок репейника. Под потолком расположен широкий живописный фриз, состоящий из распускающихся и цветущих кустов репейника. Они решены в декоративной плоскостной манере и расположены на светлом фоне.


Особняк А. А. Бахрушина - парадная столовая

А. А. Бахрушина – парадная столовая

Особняк А. А. Бахрушина - парадная столовая

Особняк А. А. Бахрушина – парадная столовая

Среди орнаментальных тем, насыщающих отделку столовой, тема цветов и листьев репейника является основополагающей. Любимый готикой и воспетый модерном за выразительную декоративность, он встречается в облике многих памятников. Однако в этом помещении его стилизованный достигает своего апогея. Помимо росписи стен, мотив репейника встречается в декоре камина и рисунке тканей.
Основные архитектурные и мебельные акценты столовой неразрывно связаны с ритмом членения потолка. Четкая графика рисунка перекрытия отчетливо прослеживается благодаря однотонному полю потолка. Его конструкция построена на чередовании деревянных поперечных балок: простых с прямоугольным сечением и усложненных ажурными кронштейнами со стрельчатыми арками (напоминающими уменьшенные фрагменты фермы с подкосами). Между двумя центральными балками «зажат» колпак камина; две крайние расположены вблизи мест изломов стен восьмигранного плана.
С утонченной насыщенной отделкой столовой контрастирует массивный камин. Для украшения его трапециевидного колпака архитектор использует легкий лепной фриз и роспись с закрученными растительными орнаментами, которые накладываются на чуть оштукатуренную фактуру кирпича. Используя низкий рельеф с мотивом репейника и роспись, Гиппиус подчеркивает монолитность формы камина. Оставляя видимой фактуру кирпича, из которого сложен камин, он добивается эффекта рукотворности, характерной средневековому искусству. Подчеркивает грузность камина и небольшой вырез топки. Интересен замысел металлических таганов с колосниками, выходящих в столовой ажурной решеткой с окончаниями в виде голов сказочных гиен.
В отличие от вестибюля столовая несколько переполнена количеством мебели. Перед камином располагается большой обеденный стол на массивных витых ногах. Достаточно простые по форме стулья украшены многочисленными декоративными накладками из металла. Тяжеловесные рукотворные образы стола со стульями противопоставлены ажурным витринам и буфету.
Две небольшие витрины располагались по бокам от входной двери. Их легкая конструкция состояла из открытой нижней части и застекленной верхней, заканчивающейся ажурными пинаклями. Подобной структурой обладал и трехчастный буфет , стоящий напротив камина. Насыщенные тонкой резьбой и дополненные декоративными металлическими петлями, витрина и буфет были полностью заставлены разнообразными предметами декоративно-прикладного искусства, входящими в коллекцию хозяина.
Небольшие граненные витринки располагались между тремя окнами эркера. В самом эркере размещалась зона мягких диванов и небольшой стол.
По сохранившимся фотографиям можно судить и о декоративных тканях, украшавших : скатерти и шторах. Шторами были задрапированы оконные и дверные проемы. Они монтировались на карниз под чрезвычайно популярным в то время ажурным металлическим ламбрекеном. Шторы были декорированы орнаментом, состоящим из вертикально расположенных лиственных мотивов, заключенных в круги. Дополняла шторы отделка бахромой и кистями. Подобные мотивы украшали и скатерть.
Решетки металлических ламбрекенов стрельчатого очертания были наложены на дощатый портал двери и верхние части оконных витражей. Они были заполнены спиралями и цветами, в соцветия которых вставлялись лампочки.
Освещали столовую четыре коробообразные люстры, подвешанные к балкам на цепях. Их монолитную массу смягчало множество декоративных пластинок разной формы, свисавших по периметру.
Несомненно, в «готических» интерьерах особняка есть определенная доля перенасыщенности различными видами орнаментов и живописью, не оставляющих ни одного фрагмента свободной плоскости стены. Сам в сохранившемся письме к А.А. Бахрушину отмечал перегруженность интерьеров. Тем не менее, заказчик, любящий театр с его феерией красок и действия, похоже остался доволен убранством дома. Свидетельство этому – дальнейшее сотрудничество семьи Бахрушиных с архитектором Гиппиусом, результатом которого стало строительство и перестройки особняков членов семьи Бахрушина, доходных домов и многого другого.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий