Образ «мастерской-жилья»

Н. Т. Богацкий Мастерская художника. 1862 Холст, масло Воронежский областной музей изобразительных искусств

Нередко такого рода образы становятся и замечательными документами, воочию воссоздающими процессы академического преподавания и частной художественной практики прошлого века. Так, в полотне Н. Т. Богацкого («Мастерская художника», 1862) мы видим в центре фигурку «манекенчик» в открытом ящике. Такие «манекенчики»-модели, восковые, гипсовые или глиняные, составляют трехмерный прообраз будущей скульптуры. Раньше аналогичные модели использовались и для живописи. Целые группы этих «манекенчиков» являли собой своего рода миниатюрный «театрик», художники, приподнимая ящик с ними, меняли их световую ситуацию, прикидывая различные светотеневые варианты.


Н. Т. Богацкий Мастерская художника. 1862 Холст, масло Воронежский областной музей изобразительных искусств

Н. Т. Богацкий Мастерская художника. 1862 Холст, масло Воронежский областной музей изобразительных искусств

Н. Т. Богацкий Мастерская художника. Фрагмент

Н. Т. Богацкий Мастерская художника. Фрагмент


«мастерской-жилья», наполненный духом высокого «романтического дилетантизма», к концу прошлого века все чаще сменяется «мастерскими по преимуществу», где труд художника выступает самоценно, без реальных или метафорических перекличек с бытовым жанром. Кроме полотна Богацкого, можно упомянуть картину В. Д. Поленова (с мастерской Поленова в петербургской Академии художеств, 1868) и более позднюю, но сходную с ней работу С. В. Малютина («Скульптурная мастерская», 1903). Интригующую драму вещей составляют череп, драпировки, тросы для подвешивания моделей, тонущие в «рембрандтовском» полумраке поленовской мастерской. Живописны и причудливы контрасты античных слепков с бревенчатыми стенами у С. В. Малютина. Однако в любом случае здесь господствует цеховое настроение, открытое лишь «своим», а зрителя допускающее лишь как пассивного созерцателя, но не соучастника. Зрелищность ателье вытесняет его более универсальный в венециановскую пору, «жизнеучительный» смысл.

C. В. Малютин Скульптурная мастерская. 1903 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

C. В. Малютин Скульптурная мастерская. 1903 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий