А. А. Алексеев Мастерская А. Г. Венецианова в Петербурге. 1927 Холст, масло Государственный Русский музей

Художественное воплощение интерьера в истории искусства часто становилось одним из первых шагов в постижении перспективной и предметной структуры мира. Поэтому вполне естественно, что, начиная с эпохи Возрождения, студия художника-этот своего рода интерьеров – стала темой, дающей возможность наиболее непосредственно выразить творческое кредо, причем в форме, неизменно овеянной для зрителей обаянием сопричастности к секретам того, «как это делается».



А. А. Алексеев Мастерская А. Г. Венецианова в Петербурге. 1927 Холст, масло Государственный Русский музей

А. А. Алексеев Мастерская А. Г. Венецианова в Петербурге. 1927 Холст, масло Государственный Русский музей

Тема «мастерской художника» имеет за собой давнюю традицию. Она позволяет визуально представить динамику творческого акта, донести до зрителя атмосферу рождения Искусства. Вводя зрителя в свою «кухню», живописцы XIX века создали специфический тип картины с «хвалой художнику», где воздается почесть «человеку творящему» в его рабочей среде. Изображения ателье оставляют тем более значительный след в истории искусства, чем отчетливее здесь приметы ремесла выражают эпоху, чем отчетливее сквозь автобиографическую исповедь проступают лейтмотивы своего «дня и часа».
Художественному ателье как теме и мотиву в истории культуры посвящено немало исследований и очерков. В русском искусстве тема в основных своих чертах сложилась в XVIII веке, в эпоху Просвещения, когда частный мотив мастерской художника впервые был признан достойным самостоятельного воплощения в живописи (и именно такого рода – известный «Юный живописец» И. Фирсова, написанный во 2-й половине 1760-х годов,- принадлежит к числу ранних примеров русского бытового жанра).

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий