Интерьер зрелого классицизма

Интерьер зрелого классицизма очень архитектурен, поэтому комнаты сохраняют свой характер даже сейчас, когда быт уже совершенно выветрился из них. Но все же то, что мы видим в домах конца XVIII века, – это в большинстве случаев только костяк старого интерьера, и нам уже трудно представить, какую огромную роль играли в доме декоративная отделка, ткани, мебель и все те мелочи, которые отличают «живой» от «неживого». Даже крупнейшие зодчие вкладывали в такие «мелочи» немало сил – старые архитектурные альбомы полны проектов развески занавесей, драпировок, проектов зеркал, рам и т. д.


Но даже в тех случаях, когда архитектор проектировал всю внутреннюю отделку и мебель, эти проекты воспринимаются скорее как намек, понятный опытным исполнителям. А чем дальше удалялся дом от дворца, тем чаще, вероятно, интерьеры отдавались «на откуп» мастерам-отделочникам, а те пользовались хорошо разработанными типами отделки и приемами ее размещения. В свою очередь и архитекторы эти приемы знали и на них рассчитывали.

В конце XVIII – начале XIX века существовали, как сказали бы сейчас, специализированные мастерские. В Москве, например, были живописная мастерская Д. Б. Скотти, мастерская искусственного мрамора, руководимая С. Кампиони, прославленная мастерская резьбы по дереву Споля и др. Узкая специализация давала им возможность работать и «на рынок», не для конкретного дома, а владельцы могли покупать готовые барельефы, печи, зеркала и т. п.

В разных домах (часто и в разных городах России) и сейчас еще можно встретить одинаковые элементы отделки (от крупных до самых мелких), а многие детали оказались уникальными только впоследствии. Но из ограниченного числа элементов умели тогда извлекать необычайное многообразие. Сложные взаимоотношения между архитектурой и прикладными искусствами России еще почти не изучены, но одно несомненно бытующие порой фразы о «баженовских веночках» или «типичной казаковской резьбе» крайне наивны.

Очень долго держалась манера окантовывать стены либо штукатурной (иногда лепной) полосой, либо багетом, а самое поле стены затягивать штофом (в самых богатых домах – шпалерами) и повторять его в обивке кресел, ширм и т. д. В комнатах попроще вместо штофа бывал ситец или «бумажки» – бумажные обои, печатные или расписанные от руки. Штоф, конечно, признак богатства, но и бумажные обои – вовсе не признак бедности, даже в богатом Кускове добрая половина комнат была оклеена «бумажками». В антресолях стены часто обивали холстом и по нему красили.

В 90-е годы XVIII века в моду вошли искусственный мрамор нежнейших оттенков и пейзажные росписи. «В старину,- пишет И. М. Долгорукий,- я резвился с хозяевами в простых стенах, ничем не обитых… ныне все другое, везде рисовка и гипс».

Интерьер зрелого классицизма

Интерьер зрелого классицизма

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий