А. Г. Венецианов Утро помещицы. 1823 Холст, масло Государственный Русский музей

В прославленной картине «Утро помещицы» или (если вспомнить авторское название) «Хозяйка, раздающая лен» (1823) главная героиня, воплощающая идеал рачительной и справедливой матроны, написана с супруги Венецианова Марфы Григорьевны. Столь же «портретен» и , воспроизводящий скромную внутреннюю обстановку усадьбы в Сафонкове. Почти единственным украшением комнаты, воссозданной с угла и тем особенно буднично опрощенной, интимизированной, служат смутно белеющие бюстики и статуэтка на шкафу, словно легкие намеки на профессию владельца.


А. Г. Венецианов Утро помещицы. 1823 Холст, масло Государственный Русский музей

А. Г. Венецианов Утро помещицы. 1823 Холст, масло Государственный Русский музей

Чувство задушевной, почти семейной близости людей разных сословий, заботливой хозяйки и полных достоинства крестьянок,- одна из них смотрит на зрителя, как бы тихо и тактично призывая его в свидетели сердечного согласия,- является именно тем, что радикально отличает сцену от всех «хозяек и служанок» в предшествовавшей голландской, итальянской, и даже французской, «шарденовской», особенно близкой по духу и времени традиции. Там, становясь даже доверенной наперсницей в различных ситуациях, служанка все же никогда не перешагивала незримой черты, очерченной строгим социальным этикетом. Здесь миры сословий предстают объединенными в атмосфере «равенства чувств», столь характерной и для во многом предваряющей Венецианова литературы русского сентиментализма. И впечатление такого «равенства чувств» было бы немыслимым без иллюзорно-убедительного единства комнатной среды, пронизанной мягким, золотистым умиротворяющим светом.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий