«Зима на юге» Д. Д. Жилинского

Д. Д. Жилинский Зима на юге. 1977 Дерево, темпера

Окно, как мы могли уже заметить, часто вносит в мир картины настроение сосредоточенной тишины, покоя, разума – не никнущего в дреме, но гармонично бодрствующего, зримо овеществляет созерцательную стихию размышления, воспоминания, мечты. Целительное чувство спокойствия, ощущение безмолвия, исходящее от сплошного моря темной зелени, подступившего вплотную к окну, будто заполняет картину И. А. Попова «Июль. Пасьянс» (1972). Стихия чистого света, пронизывающего в композиции И. В. Голицына (1971), придает образу прозрачность, трепетность, невесомость. Даже ночной город в окне на рисунке Б. В. Власова (1980) не гнетет зрителя урбанистическими стрессами, но предстает как бы иной природой, задумчивой и полной достоинства.


И. А. Попов Июль. Пасьянс. 1972 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

И. А. Попов Июль. Пасьянс. 1972 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

Д. Д. Жилинский Зима на юге. 1977 Дерево, темпера

Д. Д. Жилинский Зима на юге. 1977 Дерево, темпера

«Зима на юге» Д. Д. Жилинского (1977) воскрешает не только конструктивную, но и «концептуальную» роль как «панорамы мироздания», свойственную живописи старых нидерландцев. Сидящий рядом с матерью придерживает рукою холст, натянутый на подрамник, занесенной кистью словно отсчитывая мгновения, оставшиеся до начала работы; заснеженный мир, простирающийся до моря на горизонте, читается не только как фоновый вид,- скорее как обобщенное воплощение натуры, которую еще только предстоит перенести на холст. Автор,- и этот эффект особенно характерен именно для многих «картин с окном»,- как будто предлагает зрителю взглянуть на мир глазами художника, вдуматься в его прекрасное многообразие.
Иной раз в советской живописи наших дней пространство картинного мира демонстрирует нам через окно уже не только земные ландшафты, но и зримые свидетельства наступившей «космической эры».

Движущийся по летней степи поезд в картине С. Б. Краснова «Путешествие» (1978) благодаря двум причудливо контрастирующим оконным видам уподобляется космическому кораблю, набирающему разбег в стратосфере. Обыденный степной пейзаж соседствует тут с видом земли с огромной высоты, в окружении вечной межпланетной ночи. Научно-фантастический наследует древний мифологический мотив неведомого, входящего в житейскую среду запросто, через окно. Как и в панорамических, взятых «с птичьего полета» производственных ландшафтах Краснова, широчайший пространственный размах «Путешествия» олицетворяет мир созидательного поиска.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий