Дома промышленных серий

Кроме того, мне кажется, не совсем верно рассматривать дома промышленных серий с позиции архитектуры. Скорее, их нужно оценивать как объекты дизайна, и это был едва ли не первый случай, когда принципы промышленного дизайна попытались внедрить в сферу строительства. Судите сами – дома из сборного железобетона не строились по традиционной схеме, а собирались из крупногабаритных деталей или готовых блоков, серийно производимых на домостроительных комбинатах, причем – в довольно ограниченном типоразмере, а это уже высокие технологии. При этом такие сборные дома, как говорилось выше, были, тем не менее, функциональны, поскольку обеспечивали хотя бы элементарный комфорт. Пусть они не были художественно осмысленны, но все же мало-мальски эстетичны, это все-таки не сараи и не землянки, построенные на скорую руку из того, что попалось на глаза. Другими словами, в этих постройках мы можем найти три основополагающих признака продукта промышленного дизайна – утилитарно-бытовую функцию, высокую технологичность в серийном производстве и эстетику.


Между прочим, известный итальянский и Альдо Росси в 1980-х годах восхищался тем, как прекрасно спроектированы наши жилые дома той “хрущевской” поры, как упорядоченно живут в них люди, и считал саму концепцию массового домостроения гениальной находкой. Однако Росси не щупал руками эти постройки и не оценивал их качество, а оно во многих случаях никуда ни годилось. Да, сегодня мы говорим, что тогда в строительном комплексе был задан вектор высоких технологий, но они не соблюдались, особенно в части сборки. Например, сварные швы, при помощи которых соединялись панели, выполнялись некачественно и известны случаи, когда панели просто выпадали из стены, в то время как дом еще “не отработал” срока, определенного ТЗ. Поэтому, рассматривая дома массовых серий с позиции дизайна, уместнее будет говорить о “полудизайне”, потому что, во-первых, не был до конца реализован потенциал высоких технологий – строили хоть и быстро, но некачественно; а во-вторых – принципы дизайна были перенесены на строительную почву несколько искусственно, и архитекторы прежней формации не были готовы их воспринять. Вместе с тем следует признать, что появление трансформируемой мебели, целевым образом спроектированной именно для тех малогабаритных квартир, – безусловная заслуга наших дизайнеров.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий